Обзор автомобиля Jaguar XJ

     На сайтах, в специализированных журналах и других изданиях постоянно мелькают различные статьи с детальным анализом той или иной модели. Но не про каждую машину можно написать просто суховатый анализ: вот такие плюсы, а такие минусы. Автомобиль, до которого я, наконец-то добралась, как раз и относится к таким. Его объективней оценивать, понимая, что перед нами – стиль, нрав, и, естественно, интересная и порой длительная история. Пред вашими очами — Jaguar. Начнем с истоков. Марка Daimler создана в 1896 году в результате соглашения английского инженера Фредерика Симмса на продажу в Великобритании двигателя, который был разработан немецким конструктором Готтлибом Даймлером. По тем временам, а это начало ХХ в., было продано рекордное количество автомобилей – аж 89 машин!  Одним из первых обладателей автомобилей марки Daimler был Джон Скотт-Монтэгью, член парламента и один из энтузиастов в автомобильной области. Ему принадлежит идея знакомства будущего короля Эдварда VII, а тогда принца Уэльского, с продукцией Daimler. Именно эта марка стала в последствие эксклюзивным поставщиком автомобилей для Британского правительства.

     Однако, действующее руководство Великобритании сделало ставку на Rolls-Royce. Но в настоящее время и Daimler сдал свои позиции. С 1960 г. брендом владеет Jaguar Cars, а имя «Даймлер» лишь часть названия, которая подчеркивает причастность к «элитарности» конкретной модели. Да и последние обновления в рядах Daimler выглядят очень креативно: чего стоит спойлер на кромке багажника, «гоночный» бампер с грубыми воздухозаборниками! А?! Ни Маргарет Тэтчер, ни Тони Блэр такой «революции» для правительства не одобрили! Что за история произошла с флагманской серией английского автоклана — Jaguar XJ? В новом, XXI веке перед стратегами американского Ford встал вопрос о сохранении конкурентноспособности «британца» в среде представительских седанов. На протяжении многих десятилетий верные покупатели модели Jaguar XJ мирились со средненьким качеством машин, а также многими техническими недостатками. Но на эксклюзивном статусе в прямом и переносном смысле далеко не уедешь.

     Пришлось сбросить старую шкурку умудренному годами британскому хищнику! Это максимально точное образное описание того, что в последствие произошло с Jaguar XJ.
Годами элитарный бренд Jaguar «разменивался» на различные модели: S-Type, Х-Type, дизельные, переднеприводные. На их фоне постепенно иссякала долгая, верная, даже слепая верность состоятельных клиентов. Бывшие покупатели постепенно пересаживаются на более технически совершенные и «упакованные» модели Audi либо BMW. Семи пядей во лбу не надо иметь, чтобы увидеть тот единственный шанс для сохранения хоть небольшого процента продаж для Jaguar в сегменте топ-седанов. Необходимо технически усовершенствовать новое поколение и превзойти соперников в применении современных технологий. Другими словами – играй на поле конкурентов и побеждай по их же правилам! Такое грандиозное решение позволил поддержать и капитал Ford, а именно — воплотить эту идею в металле. Шел 2003 год. Прорыв свершился: новенький XJ, отпугивающий своим «ожиревшим» видом и, естественно, безудержно проигрывающий по управляемости, превратился в самый легкий в мире представительский седан! Посчитайте, 6-цилиндровая версия XJ весит примерно 1550 кг при длине 5,1 м, что соответствует среднестатистической массе семейного седана сегмента «D»! А соперники (точнее, их снаряженная масса) тяжелее почти на 500 кг! Первопроходцем в применении алюминиевых технологий остается все тот же лидер — Audi А8. Но и он проиграл сотню с небольшим килограммов алюминиевому XJ. Вот как необходимо «худеть»! Снижение веса всегда радикально сказывается на поведении. И автомобили в этом не исключение. Ведь новинку окрестили Flying Brit — «Летучий Британец».  Предлагаю вам познакомится со знаменитым флагманом — Jaguar XJR. И хочу сразу предупредить вопрос о том, что новый XJ всего лишь подкорректированная копия предыдущей модели. И не думайте, и не мечтайте!
Даже если вы не знаете, что XJR стоит более 120 тысяч евро, он все равно выглядит блестяще. Более изящно выглядит «фирменная» облицовка радиатора, представленная из переплетенной сетки (mesh-grill), чем хромированные ячейки пластикового «носа» предыдущих версий. XJR рекомендует воспринимать себя аристократичного атлета. Кузов длиной более 5 метров аккуратно подчеркивает свой стиль и элегантность. А огромные 20-дюймовые колесные диски со сверхнизкопрофильными шинами немногим автомобилям оставляют шанс прочувствовать себя ровней.

     Дизайн салона оформлен лаконично, что называется ненавязчивый аристократизм. Не только сиденья, но и торпедо, дверные карты да и ручки над дверными проемами – все отделано черной кожей с прострочкой красной нитью. О суперзаряженности напоминают логотипы на спинках сидений, на «автомате», а надпись «Supercharged» вынесена на каждом колодце щитка приборов.  Двери мягко захлопываются, а тело мягко и уверенно принимает сиденье, оснащенное боковой поддержкой. Кроме наклона спинки, изменений в различных точках (поясничный подпор!), возможно регулировать высоту подушки сиденья даже в длину! Под водителя подгоняются и руль, да при том еще и педали. Как высший пилотах – все одним джойстиком слева на рулевой колонке (только в соответствующее положение переведи!). Гарантия на комфорт не только у водителя, но и у всех сидящих в XJR. Сложно представить, но каждый из путешествующих в любой точке салона (!) может создать себе индивидуальный рай.

     Что хорошо для четверых, то «отстой» для пятого. Это я о пятом пассажире, которого не стоит приглашать покататься. А если это и произойдет, то он сразу же «оккупирует» пульт управления микроклиматом своими ногами. И еще одна неприятность свалится всем на голову: невозможно будет воспользоваться ни телевизором, ни телефоном и еще всякими благами техники, так как нельзя будет раскрыть откидной подлокотник. Ведь именно на нем родном и находится большой блок управления этими средствами.  О багажнике особенно не стоит говорить, достаточно глянуть на профиль XJR. Он не отличается вместительностью, просто неглубокий отсек. Но в его стенках спрятаны очень важные устройства: DVD- и CD – проигрыватели. Вот только резко закрывать крышку багажника вовсе не надо – она снабжена доводчиком. Как в рекламном ролике: «Просто добавь воды!». Прикрой ее, а Jaguar XJR все остальное закончит самостоятельно. Однако особенно хотелось бы остановиться на динамических и ходовых качествах автомобиля. Где позиционируется XJR? 406-сильный V8 с наддувом автомобиль, который рекордно сбросил «излишки» массы, может расцениваться как соперник таких флагманов как BMW 760 и Mercedes S 600, оснащенных 12-цилиндровыми моторами. Хотя изначально он был в ряду с BMW 745, Audi А8 4.2 и Mercedes S 500. Во всем «виновато» время разгона – со старта до заветной «сотни» за 5 секунд! Но у «британца» есть и еще одно преимущество перед «тяжеловесами – соперниками»: уступая в мощности BMW 760 и Mercedes S 600, соответственно 45 л.с. и 100, он легче почти на 400 кило! Но безумный кайф дарит не разгон с места, а бешеные ускорения при езде на высоких скоростях. Рывок на V передаче до 250 км/ч – это нечто! Поражает, что при таком разгоне интенсивность не снижается даже на максимальных цифрах скорости. Компрессорный двигатель молниеносно отвечает решительным ускорением, если при скорости 70 км/ч принудительно переходишь на VI, высшую передачу.

      Новый Jaguar обставил немецкие топ-седаны в приоритетной для них сфере — скоростной езде по автобану. Ведь на «максималке» XJR работает значительно тише, чем «немцы». На тест-драйвах XJR на скоростях, близких к максимальной, вел себя стабильнее, чем соперники из Германии. При этом есть и еще один радостный и немаловажный момент: средний расход топлива составил около 15 л на 100 км, но даже при более напряженных режимах – не выше 20 л! А ведь предыдущие XJR «жрали» до 30, а то и более литров на «сотню»! А все – вышеупомянутое «похудание» модели! Даже на многих спортивных хэтчбеках не почувствуешь такой легкости, непринужденности и уверенности не только при разгоне, но и при маневрах на поворотах! Благодаря инженерам — «чудесникам» передняя ось поражает своим послушанием и четкостью. Как известно, каждый автомобиль страдает в той или иной степени недостаточной поворачиваемостью. При управлении Jaguar XJR она и вовсе не ощущается. Если же подключить еще и систему стабилизации, то авто имеет нейтральную поворачиваемость. Но если кому-то и захочется на некоторое время стать автокамикадзе, то Jaguar при маневрах остается 100-процентно предсказуемым, разумеется для пользы водителя. Немецкие флагманы – соперники еще те «крендели»! Чего стоит Mercedes S 600 Biturbo со своими ураганными перегрузками при разгоне, почти запредельной мощью. А BMW 760 тоже может позволить себе и владельцу уверенное спортивное «руление». Но на виражах эти монстры все-таки ведут себя не очень сговорчиво: вроде и подчиняются, но все их естество бунтует, выражая полное несогласие с навязанным маневром. Jaguar же с необычной легкостью проходит предложенные виражи. Впрочем, XJR является весьма комфортным автомобилем во всех режимах. Пневмоподвеска действует самостоятельно, регулируя амортизаторами в зависимости от ситуации.

     Вентилируемые диски надежно стискивают мощными тормозными «скобами» Brembo. Есть некоторый минус – педаль тормоза достаточно мягкая. Однако, эту проблему несут все представители клана Jaguar. И все-таки, нельзя умалить те достоинства, благодаря которым Jaguar XJR относится к тем малочисленным моделям, за рулем которых возможно совершать очень сложные маневры, практически не напрягаясь.  Водитель в каждом новом повороте чувствует уверенность и послушание благодаря четкому рулевому управлению. Такое подобное поведение автомобиля возможно еще благодаря использованию алюминию. Этот «чудо»-металл позволяет кузову XJR превосходить по жесткости кручения (примерно на 30%) соперников, у которых кузова изготовлены из стали.

     Не только ходовые качества и динамические характеристики, но и эксклюзивный статус марки Jaguar, не позволят в один момент отправить его в забвение. Клиентура, традиционно выбиравшая модели серии XJ, обязательно вернется к своему обожаемому «британцу», даже не смотря на то, что пересела на немецкие модели. И это не голословное утверждение. Ведь модели Jaguar приобретают не по необходимости, а просто по прихоти — «Хочу!». Возможен и еще один вариант возвращения позиций кланом «кошачьих»: поклонники Audi или BMW обратят свой взгляд на новинку XJR. На сегодняшний день высококачественный и оснащенный сверхтехнологиями XJR реально обходит седаны представительского сегмента из Германии!