Обувка для современного внедорожника

     Сегодня поговорим о современном внедорожнике, не о каком-либо конкретно, а вообще о классе. Ведь на сегодняшний день внедорожник в какой-то степени автомобиль универсальный. Каждый владелец внедорожника (даже одной и той же марки) может пользовать своего «железного коня» по-разному. У кого-то ареал обитания лишь асфальт, у другого – по долинам и по взгорьям, ну а третий – сегодня на шоссе, а завтра по деревням. Поэтому и шины каждый выбирает под те условия эксплуатации, которые ему оптимально подходят. А производители, зная о вкусах автомобилистов, рады стараться и совершенствовать свою продукцию. Уже в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века производились первые шины с повышенной проходимостью для военных и предназначенных для сельской местности. На них ставили специальные «зубастые» покрышки. Подобные шины оправдывали свое назначение и на мощных, тяжелых машинах, и на маломощных. Когда же «пришел» полный привод и настал черед самых разных вездеходов, то шины с повышенной проходимостью прочно заняли свою нишу в автомире и теперь являются совершенно необходимым предметом езды по бездорожью.

     Перепутать шины повышенной проходимостью (в народе их называют «100%-ного бездорожья») с другими практически невозможно из-за главного их отличия – характерного рисунка протекторов. Главная его особенность – крупные высокие ламели (это выступающие части профиля), которые не соединяются между собой, располагаются на достаточно большом расстоянии друг от друга (как правило, до половины ширины самих ламелей, но бывает и больше). Эти ламели, покрывающие рабочую поверхность шины, выступают в роли зацепов для грунта. Они глубоко входят в снег, грязь, песок и другой грунт, при этом обеспечивая хорошее и надежное сцепление с покрытием. Ламели должны обеспечивать сцепление не только в продольном, но и в поперечном направлениях. Хорошее сцепление в поперечном направлении обеспечивает уверенное маневрирование при самых разных условиях. Для этого выбирается определенная геометрия ламелей.  Важный фактор для сохранения внедорожных свойств шин является самоочищение, т.е. шина при выходе из снега, грязи должна хорошо их сбрасывать из ламелей. Ко всему прочему, и покрышки должны иметь свои особенности в конструкции, смотря для чего они разрабатывались. Покрышки «100%-ного бездорожья» всегда представляют собой полнопрофильные шины с повышенной прочностью. При этом их рабочая поверхность, боковины делаются усиленными, чтобы противостоять проколам, ударам острых камней, а также и другим повреждениям в условиях бездорожья.

     Как и любое явление в нашей жизни, шины «100%-ного бездорожья» имеют не только «плюсы», но и немаловажные «минусы». Поскольку их стихия — «покорение природы», то при передвижении на асфальте они плохо держат дорогу. поскольку не предназначены для шоссейных скоростей. к тому же имеют больший тормозной путь, мало сопротивляются скольжению и низкоэффективно противостоят заносам. Они тяжеловесны, более шумные и проигрывают в топливной экономичности и комфорте обычным шинам. Поэтому, если вы чаще обитаете на городским магистралях и редко выбираетесь на природу, шины повышенной проходимости приобретайте как второй, не основной комплект. Есть и исключение из этого правила – поклонники стиля «милитари». Им без разницы – городское шоссе, деревенская проселочная или буераки – лишь бы выглядить жестко и агрессивно. «Зубастый» вид шин «100%-ного бездорожья» как нельзя лучше подчеркивает этот стиль. Как же приспособиться тем, кто зачастую сочетает езду и в городе, и в селе, часто чередуя грунтовку, проселочную размазню и асфальт? Естественно, на помощь пришли производители шин. они разработали так называемые «смягченные» варианты «проходимых» шин, например, «80% — бездорожье, а 20% — дорога». Эти шины отличаются и по рисунку: он более мелки й, так как размеры ламелей меньше, меньше и глубина отрицательного профиля и расстояние между ламелями. Они в свою очередь, не обладают такими бездорожными свойствами, как шины «100%-ного бездорожья». Вместе с тем у них есть необходимые для шоссейного передвижения характеристики: лучшая управляемость, экономичность на твердых покрытиях, и, естественно, они более комфортны.

     Вот уже не первый год стоит дилемма перед производителями шин. В наш быстро развивающицся век появляется все больше освоенных мест, чаще приходится передвигаться по асфальту (самого разного качества). конечно, автомобилистам хотелось, чтобы их езда в разных условиях была более комфортнее. Пытаясь «усидеть сразу на двух стульях», то есть объединить желание ездить и в городе и в деревне, они создают более универсальные шины, которые сегодня позиционируются как «50% — дороги и 50% — бездорожья». Рисунок этих протекторов объединяет в ссебе элементы, а следовательно, и свойства обоих типов покрышек: сохранившиеся раздельные «шашечные» ламели для бездорожья, а различные мелкие канавки и бороздки призваны улучшить шоссейные качества, так как хорошо зарекомендвали себя на твердых покрытиях. Именно эти шины уже заслуженно стали популярными среди поклонников внедорожников. Они «добросовестно» выполняют свои обязанности как на трассе, так и на проселочных дорогах. Они достойно справятся с разного рода «мягким» бездорожьем. Ну что ж. Это лишь первый разговор о том, что делает внедорожника именно внедорожником. Мы обязательно вернемся к продолжению этого разговора, так как класс внедорожников завоевывает все больше сердец во всем мире.

Удачи на дорогах!