Ксенон: плюсы и минусы

     На первых автомобилях для освещения устанавливали газовые (пропановые) лампы. Затем их сменили вакуумные лампы накаливания, после пришли галогеновые и газонаполненные лампы. Сегодняшние «герои дня» — газоразрядные ксеноновые лампы, питаемые контроллерами – специальными блоками управления. Это самая современная технология в в области световой оптики для авто. Ксеноновая лампа «производит» в два раза больше света, чем современная лампа Н7. При этом потребляет на треть меньше энергии, к тому же и спектр ксенона схож с дневным светом (4000-5000 Келвинов), что более благоприятно и физиологично для глаза человека.

     Что же представляет собой ксеноновая лампа? Это своеобразная газоразрядная колба, в которой содержится смесь инертных газов, среди которых, естественно, есть и ксенон. Эта лампа не имеет нити накаливания, электрическая же дуга возникает между двумя электродами. Одной из проблем применения этих ламп (которую, кстати, решили всего-то несколько фирм в мире) является тот факт, что для розжига дуги необходимо генерировать высоковольтные (до 25 тыс. В!) импульсы напряжения.  Сегодня в России на рынке представлена новая разработка — «КСЕНИЯ 12-35» (он же ЭПРА) – это электронный пускорегулирующий аппарат для розжига дуги в ксеноновой лампе. ЭПРА имеет более высокие энергетические параметры (зарубежные аналоги подобного не имеют), при этом она потребляет меньший ток от бортовой сети (и в номинальных, и в переходных режимах). Как результат – возможность подключения к штатной проводке машины без риска перезагрузиться. Даже если у вас отечественный либо старый импортный автомобиль (в которых отсутствуют специальные устройства защиты в бортовой сети либо низкого качества) ЭПРА вполне надежно работает при значительных перепадах питающего напряжения. В этом аппарате был применен так называемый симметричный выход по высокому напряжению, это дало возможность снизить импульсную высоковольтную нагрузку на провода и соединители в 2 раза, что обеспечивает высокую степень надежности системы в работе и обеспечивает дополнительные гарантии отсутствия пробоев изоляции.

     Уже сейчас запущены в серийное производство установочные комплекты, которые позволяют переоборудовать оптику автомобиля на систему «Ксеноновый свет» для 5 самых распространенных типов ламп: H1, H4, H7, 9005, 9006. Плюс к этому предлагаются комплекты с металло-галогеновыми лампами типа D2S, D2R.

     Какие же преимущества несут ксеноновые лампы в эксплуатации? Как было уже сказано, они излучают в 2 раза больше света, а энергии потребляют меньше, тем самым снижая нагрузку на генератор. Освещение за счет ксенона делает машину более безопасной, при этом и «Гринпис» останется довольным, так снижение потребления топлива ведет к уменьшению выброса вредных веществ в атмосферу. Водитель видит более четко, а сэкономленная энергия используется автомобилем для других функций.  Снова же, благодаря физиологичному спектру у водителя глаза меньше устают, он более адекватно оценивает дорожную обстановку, так как этот свет лучше отражает дорожные знаки и дорожную разметку, нежели обычные лампы. Стекло ксеноновой фары не нагревается (что крайне актуально для противотуманных фар), так как сведена к нулю вероятность того, что стекло фары может треснуть и лопнуть от перепада температур.

     Интересен факт, что ксеноновые фары загрязняются меньше опять из-за того, что стекло не нагревается, а, следовательно, грязь не засыхает. В итоге, вам не надо постоянно выходить и протирать фары. Сами видите, что от этого выигрывает ваша безопасность и комфорт во время вождения. Еще немаловажным преимуществом ксеноновых фар является тот факт, что они в несколько раз дольше служат по сравнению с галогеновыми. Конечно, и у ксеноновых фар есть свои недостатки. Во-первых, нежелательно «моргать» дальним светом (если на нем установлены ксеноновые лампы), так как это негативно отражается на блоках и лампах.  Во-вторых, если одна из ламп перегорела, лучше поменять обе. В-третьих, на сегодняшних день все-таки достаточно высокая стоимость ламп и блоков.

     Вот еще один интересный и, думаю, немаловажный факт про ксенон. Теперь, услуга по замене штатных ламп в фарах автомобиля на ксеноновые может стоить автовладельцу его прав. НИЦ БДД МВД России (перевожу: научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения) издал циркуляр, который гласит о незаконности установки газоразрядных источников света (читай – ксенон) вместо штатных ламп. При этом авторы этого документа ссылаются на международные правила ЕЭК ООН. В документе говорится, что «…Одобренных к применению образцов фар, предназначенных для использования, как с газоразрядными, так и с галогенными источниками света… не существует». Исходя из этого, согласно КоАП, управление транспортным средством с фарами, предназначенными для использования с лампами накаливания, в которых установлены газоразрядные источники света, является административным нарушением. Если же кто-то и нарушит этот пункт, то лишится права управлять автомобилем на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией незаконных приборов и приспособлений.

     Вот только остается интересный вопрос: «Как в плотном потоке автомобилей «вычислить» те авто, где установлен штатный ксенон, а где нет?».