Автомобиль и экология. Понятия совместимые?

     Спор о пользе и вреде автомобиля для экологии ведется уже не один десяток лет. Уже на рубеже XIX – XX веков появились первые «доброжелатели» самодвижущихся экипажей, которые костерили их по чем зря за причиняемый вред окружающей среде. Даже яркое обличительное название придумали для автомобилей — «источники ядовитого зловония»! В конце 60-70-х годов XX столетия этот неугасаемый спор перерождается уже в «битву титанов». Ведь именно в эти годы смог огромного количества производственных труб окутал жутким покрывалом города Америки, Европы. Японии. Вот тогда и стали вводить более жесткие нормы для контроля над выбросами в атмосферу. Производителей вынуждали конструировать необходимые защитные сооружения и приспособления, а автолюбителей обязывали более тщательно регулировать двигатели. Определенный прорыв в повышении экологичности двигателей произошел в те же 70-тые годы, когда был изобретен электронный впрыск, который позволял в заданный момент времени автоматически регулировать поступление топлива. Благодаря этому, выхлопные газы стали по составу более стабильными, чище. Это в свою очередь позволило применять еще более качественные методы очистки в системе выпуска. Это так называемый долговременный «химический фильтр». Вот так, шаг за шагом, в 80-е годы в автомобилях стали применяться датчики кислорода и каталитические нейтрализаторы. Так наступила новая эра «озеленения» автомобилей, что породило определенные проблемы для автолюбителей.

     В атмосферу попадает уйма недоокисленных продуктов, так как сгорание топлива в цилиндрах никогда не происходит полностью, то есть на 100%. Особенно это касается работы двигателя во время прерывистого городского цикла. Самые опасные продукты недоокисления это: СО — моноокись углерода; NO, NO2 — оксиды азота и СН – несгоревшие углеводороды. Чтобы обезвреживать эти продукты в автомобилях стали применяться каталитические нейтрализаторы (в «народе» — катализаторы), которые доокисливают их. Уже на этом этапе они становятся безвредными, после чего и поступают в окружающую среду. Благодаря ежегодным усовершенствованиям в разработке экологического оснащения уже в течение нескольких лет каждый автомобиль оснащается катализатором и лямбда-зондом.

     Поговорим немного об этих устройствах. Датчики кислорода в зависимости от принципа работы делятся на две группы: резистивные и электрохимические. Первая группа работает как резистор, у которого изменяется сопротивление в зависимости от условий той среды, где находится. Вторая же группа – по принципу элемента, вырабатывающего электрический ток. Чаще всего применяются электрохимические лямбда-зонды. В его конструкции основным элементом является керамический наконечник, расположенный внутри выпускной трубы, заполненной отработавшими газами, которые поступают к нему через отверстие в специальном защитном экране. Изготовлен наконечник из диоксида циркония, а методом напыления нанесена платина на наружную и внутренние его поверхности. Так создается гальванический источник тока, который изменяет напряжение в зависимости от наличия кислорода в окружающей среде и выхлопных газов, а также температуры, после чего возникает сигнал на выходе датчика. Большинство современных датчиков снабжены электрическим нагревательным элементом, который необходим для максимально быстрой активации, так как для оптимального функционирования лямбда-зонда необходим его нагрев до 300 °С – 350 °С. Установка кислородного датчика может быть осуществлена тремя вариантами: в корпусе катализатора, перед катализатором, а также перед и после катализатора (при этом ставится два лямбда-зонда).

      Срок службы каталитического нейтрализатора – около 150 тыс. км, а кислородного датчика 60-80 тыс. км. Но это лишь при использовании в нормальных условиях, но это, сами понимаете, в идеале. Поэтому экооснащение и выходит из строя. Самый лютый враг всех автомобилей с катализаторами – некачественное топливо, содержащиеся в нем некачественные промышленные присадки и различные химические примеси быстро разрушают его и выводят из эксплуатации. Кстати, и к выбору средств автохимии необходимо подходить крайне осторожно: покупать продукт от известных и качественных производителей, в надежном магазине, и важно выяснить, насколько они безопасны для каталитических нейтрализаторов (обязательно прочитайте на упаковке). Еще немалую опасность таят в себе неправильные регулировки и неисправности в машине. Из-за неправильно установленного зажигания возможен перегрев катализатора и лямбда-зонда (у них портится напыление), в результате этого они перестают функционировать. Частые с короткими промежутками попытки запустить двигатель зимой, в мороз ведет к накоплению несгоревшего топлива в выпускном трубопроводе, а затем может воспламеняться с образованием ударной волны. и как результат – снова поломка лямбда-зонда и катализатора.

Так что для будущего своего авто, либо нового или подержанного, не забудьте узнать о работе пары лямбда-зонда и катализатора. Чтобы не иметь претензий со стороны экологов.

Удачи вам на дорогах и дружеского общения с экологами!